В Санкт-Петербурге прошли «Дни биоэнергетики»

Они состоялись в рамках Международного Лесного Форума. 5 октября на берегах Невы эксперты и специалисты отрасли обсудили вопросы производства и использования лесной энергии, а 6-8 октября нанесли деловой визит на шведские электростанции и котельные в Стокгольме и рядом с ним.

 

В Европе начинается отопительный сезон. В Швеции большая часть тепловой энергии получается с помощью древесной биомассы. В Северо-Восточной Карелии Финляндии 67% тепловой и электроэнергии производится за счёт биотоплива. А в России пока только обсуждаются возможности древесного биотоплива для ТЭК страны, в частности этим вопросам был посвящен Международный лесной форум, организатором которого выступает ВО «Рестэк». В 2011 году форум, к сожалению, официально не поддержал «Рослесхоз», хотя представители лесного ведомства приняли активное участие в конференции по биотопливу, прошедшей 5 октября на берегах Невы. Зато официальную поддержку оказало Министерство энергетики России – Российское энергетическое агентство.

Итак, дни биоэнергетики в Санкт-Петербурге начались 5 октября с открытия конференции «Лесная энергия» в рамках МЛФ. Модератором мероприятия выступила исполнительный директор НП «НБС», глава ИАА «ИНФОБИО» Ольга Ракитова. Приветственные слова и доклады сделали руководитель Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу России Андрей Карпилович и профессор, лауреат Нобелевской премии по биоэнергетике Тимо Карьялайнен из НИИ леса Финляндии Metla.

Затем конференция была продолжена выступлением представителя Организации объединенных наций Ханса Янсена, который выразил стремление к совместной работе между Европой и Россией. Доклады о состоянии дел в российской и европейской биоэнергетике сделали Владимир Холодков из финской компании «Техно-Реактор», Сергей Передерий из немецкой фирмы «Эко-Хольц», Татьяна Штерн из Шведского сельскохозяйственного университета и МНТЦ. С докладами о преимуществах биотопливного оборудования выступили Дмитрий Бастриков, представитель брикетировщиков RUF, Павел Слипченко – изобретатель оборудования АС из «СПиКо» и многие другие.
Выводы по итогам конференции озвучил Владимир Холодков: «В Европейских странах сформулированы чёткие цели по развитию биоэнергетики. В Северо-Восточной Карелии Финляндии 67% тепловой и электроэнергии производится за счёт биотоплива.

В 2007 году Европейский союз принял решение об увеличении к 2030 году доли альтернативных источников энергии всеми членами ЕС до 20% от общего объема энергопотребления. В России же внятных целей по использованию древесного топлива нет, слишком много проблем, но их надо их пытаться решать. Дальнейшие перспективы использования древесного топлива зависят от постановки целей, политических решений, разработки стратегических программ, которые должны обеспечивать «долговременную основу процессов управления и принятия решений».

По итогам конференции 5 октября была сформулирована резолюция, которая направлена в профильные органы власти. В 2010 году, как и в предыдущие годы, подобные резолюции также направлялись в Государственную думу, министерства и ведомства, отвечающие за вопросы утилизации древесных отходов и производство энергии. Однако пока на государственном уровне вопросы биоэнергетики в России не сдвинулись с мертвой точки.

Владимир Холодков считает, что «в России нет ни одной государственной структуры, которая системно занималась бы использованием древесного топлива в энергетических целях, лесные НИИ этим направлением не занимаются, мониторинг использования древесного топлива отсутствует, прогнозом балансов по древесному топливу никто не занимается, нормативы по образованию вторичных древесных ресурсов устарели и неинформативны и т.д. То есть. чиновники от леса, видимо решают проблемы прямо противоположные, как не дать лесу сгореть, а «что не сгорит, то сгниёт», но это уже их не касается, за это никто не спросит», - заключает докладчик.

Вместе с тем по оценке того же источника, ресурсы древесного топлива в РФ составляют: при допустимых объемах изъятия древесины 100513,1 тыс. т.у.т., а при фактической рубке 25113,8 тыс. т.у.т.. Баланс замещения древесным топливом (с учетом, что в РФ в 2009 г. отпущено тепловой энергии потребителям 113649,9 тыс. т.у.т.) достигает: при допустимых объемах изъятия древесины -13136,8 тыс. т.у.т. ( 88,4%), а при фактической рубке - 88536,1 тыс. т.у.т. (2,1%).

После обсуждения вопросов связанных с ресурсным потенциалом России, участники петербургской конференции подняли проблемы производства и использования брикетов и пеллет в России и Европе. Сегодня экспортно-ориентированный пеллетный бизнес переживает не лучшие времена, вместе с тем внутри России растет потребность в местных видах топлива, таких как щепа, древесные отходы. Надо ли использовать опыт Финляндии и применять западные технологии в России? Это вопрос, на который попытались ответить участники дискуссии 5 октября в Санкт-Петербурге.

По данным Татьяны Штерн из Швеции, в Европу в 2010 году было доставлено на 40% больше древесных топливных гранул, чем в 2009. Специалисты прогнозируют увеличение данной продукции на европейском рынке в несколько раз к 2020 году.

Вместе с тем в 2010 году на территории России закрылось несколько успешных пеллетных производств. Слово «успешные» мы применяем здесь в связи с тем, что объемы экспортных поставок этих компаний были довольно внушительны для российского рынка. Однако нельзя забывать и о вновь введенных пеллетных гигантах, например, начале производства пеллет на «Выборгской целлюлозе» из Ленинградской области, которая построила самый крупный в мире гранульный завод мощностью 1 млн тонн/год. В марте 2011 года это предприятие выпустило первые гранулы и сегодня продолжает свою работу.

Продолжением обсуждения пеллетной и брикетной темы стала поездка 6-8 октября в Стокгольм (Швеция) ряда участников петербургской конференции.

6 октября состоялось посещение Шведской биотопливной ассоциации SVEBIO, одного из крупных покупателей древесных гранул, щепы и брикетов – компании EFO, а также теплоэлектростанции северной части Стокгольма Norrenergi. Все эти компании сотрудничают как с местными производителями твердого биотоплива, так и с прибалтийскими, российскими и другими поставщиками данной продукции. Например, компания EFO ежегодно импортирует порядка 100 000 тонн топливных гранул из других стран, а в три раза больше покупает внутри своей страны.

Каждая из шведских компаний выразила заинтересованность в закупке биотоплива в России. В Швеции российские гранулы и брикеты используют в основном на теплоэлектростанциях, где они превращаются в древесную пыль и затем поступают на биотопливные котлы. Правда, озвученные цены закупок не очень понравились российским производителям. Вместе с тем цена – это всегда тема для дискуссии.
Сейчас в Швеции доминирует централизованное отопление – чуть более 50% рынка приходится именно на тепло, которое поступает от муниципальных котельных в частные дома и квартиры. Большая часть энергии вырабатывается за счет биотоплива. Шведы уже почти полностью отказались в тепловой энергетике от угля, газа и нефти. Нефтяное топливо используется как резервное для очень холодных зим, хотя еще в 70-х все отопление страны было за счет мазута.

7 октября участники делового тура посетили производителя оборудования для искро- и пожаротушения Firefly, а также ТЭЦ на юге Стокгольма, работающую на пеллетах, брикетах и щепе. Во второй половине дня российская делегация нанесла визит на завод по производству древесных топливных гранул BooForssjö Energi AB в Katrineholm. Продукция этого пеллетного завода мощностью 50 000 т/год поставляется на местный рынок. Гранулы расфасовываются в мешки по 15 кг и поступают в супермаркеты, где их приобретают владельцы котлов и каминов на пеллетах.

Шведский пеллетный завод находится на территории лесопильного завода, что обеспечивает бесперебойную поставку сырья для производства гранул и эффективность работы всего деревообрабатывающего комплекса.

Европа развивает производство и использование биотоплива для того, чтобы отказаться от нефти, газа и угля. Успешность биоэнергетики в Швеции до сих пор обеспечивается за счет сильной поддержки государства. В России пока власть не видит необходимости в субсидировании использования биотоплива, хотя применение местных видов топлива в лесных регионах более чем обосновано. Перенимать ли нам западный опыт или просто продолжить выступать сильным деловым партнером, готовым предоставить неограниченное количество биотоплива для европейских ТЭЦ и котельных? Этот вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны пеллеты и брикеты – это продукция с добавленной стоимостью, с другой стороны – это такое же «сырое» топливо, как нефть, газ или уголь, которые Россия, несмотря на «сопротивление» Запада поставляет туда все в больших и больших объемах.

С точки зрения автора статьи экспорт биотоплива в Европу – это доход российской экономики, от которого нельзя отказываться. А что касается использования биотоплива внутри страны, то эту тему необходимо развивать на местах. Все зависит от губернаторов и их решительности в данном вопросе.

«Национальный биоэнергетический союз» планирует продолжить дискуссию и обсуждение темы сотрудничества в области биотоплива между Россией и Западом 1 декабря в Москве на конференции по биоэнергетике в рамках выставки Woodeх «Пеллеты, брикеты, щепа и древесные отходы – производство, сбыт, финансирование и технология».

 

Источник: ИАА "Инфобио"