С учетом требования Закона РФ "Об энергосбережении ...", сведения энергопаспорта основаны на данных объективного приборного энергоаудита и отражают результаты деятельности по организации повышения энергоэффективности в организациях, для которых энергоаудит обязателен.
Требования к энергетическому паспорту предприятия ранее были сформулированы в ГОСТ 51379-99 "Энергетический паспорт потребителя ТЭР". Представленный Минэнерго проект энергетического паспорта весьма существенно отличается от требований действующего документа.
Прежде всего, новая версия энергетического паспорта относится к объектам, для которых энергетические обследования являются обязательными:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Новый энергопаспорт значительно подробнее отражает технические особенности энергопотребления организации и содержит:
- общие сведения об объекте энергетического обследования;
- сведения об оснащенности приборами учета;
- сведения об объеме используемых энергетических ресурсов;
- энергетические балансы всех видов энергии и энергоресурсов, используемых предприятием;
- сведения об использовании организацией вторичных, альтернативных, возобновляемых источников энергии;
- сведения о технических характеристиках зданий и сооружений, используемых организацией;
- сведения о показателях энергетической эффективности;
- сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
- потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
- перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Вместе с тем, энергетический паспорт содержит подробные сведения, характеризующие организационные особенности управления энергоресурсами:
- сведения о структуре организации, ее подразделениях и филиалах, видах деятельности;
- кадровое обеспечение мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации.
Разработчики нового энергопаспорта учли требования Закона РФ "Об энергосбережении ...". Поэтому сведения энергопаспорта основаны на данных объективного приборного энергоаудита и отражают результаты деятельности по организации повышения энергоэффективности.
Весьма важно положение о кадровом обеспечении повышения энергоэффективности. Энергопаспорт нацеливает на повышение уровня ответственности менеджмента за организацию энергосбережения и повышения энергоэффективности, а так же на обеспечение квалификации работников, занятых реализацией энергосберегающих мероприятий.
Проанализировать состояние энергопотребления организации для заполнения энергетического паспорта, в новой его редакции, непростая задача для энергоаудитора и руководителя организации. Не менее сложна задача квалифицированно исполнить рекомендуемые мероприятия и обеспечить требуемую динамику снижения энергопотребления до очередного энергоаудита.
Сведения, содержащиеся в энегопаспорте обязательно представлять в Минэнерго через СРО энергоаудиторов. В последующем эти сведения будут использоваться для анализа эффективности проводимых мероприятий и принимаемых решений, а так же для планирования распространения опыта организации энергосбережения в бюджетной сфере и на объектах ТЭК, на объекты и организации для которых энергоаудит не обязателен.