Как бюджетным учреждениям оплачивать услуги энергосервисной компании?

 

Энергосервисный контракт (ЭСК) в теории считается одним из самых эффективных способов снижения ресурсопотребления. На практике же подобных контрактов заключают до обидного мало. Вопросов к схемам ЭСК множество. Взять хотя бы единицу измерения. Экономия выражается в физических единицах, но расплачиваться с энергосервисной компанией надо в единицах денежных.

А.В. Туликов, руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

Перевод единиц, в которых измеряется экономия ресурсов, как правило, особых сложностей не вызывает. В договоре можно фиксировать как т у. т., Гкал, м3, кВт·ч, так и рубли. Главное, чтобы была четко определена схема пересчета натуральных единиц в денежные. В контракте необходимо определить, как часто фиксируется величина экономии (раз в квартал, раз в год и т. д.). При реализации контракта величина экономии в натуральном выражении умножается на средневзвешенный тариф. Да, теоретически существует тарифный риск, но в нашей стране он минимален: пока тарифы на электроэнергию, тепло- и водоснабжение только растут.

В то же время есть ряд практических проблем, которые сдерживают развитие энергосервисных услуг в бюджетной сфере. Назову некоторые из них.

Трехпроцентный лимит

Государство установило требования к государственным и муниципальным учреждениям, касающиеся снижения объемов потребления энергоресурсов. Ежегодно сокращается на 3 % сумма, выделяемая на оплату ресурсов учреждениями. Сниженное финансирование уже заложено в бюджет, а расплачиваться с энергосервисной компанией (ЭСКО) надо.

Рабочей группой по созданию Федеральной энергосервисной компании был предложен проект информационного письма, которое позволило бы обеспечить возможность перевода этой 3 %-ной плановой экономии на оплату энергосервисных услуг. Данный проект уже направлен на рассмотрение в Минфин России.

Однако более эффективным решением данной проблемы должны стать изменения в законе № 261‑ФЗ, которые освободили бы государственные и муниципальные учреждения, заключившие энергосерсвисные контракты, от 3 %-ного снижения лимитов.

Отсутствие методик учета

При исполнении энергосервисных контрактов необходимо осуществлять мониторинг и верификацию экономии ресурсов, при которых должны учитываться факторы, влияющие на сопоставимость условий ресурсопотребления: температура наружного воздуха, количество обслуживаемых лиц и т. п. Достоверная и апробированная методика учета сопоставимых условий сегодня отсутствует. ФГБУ «РЭА» Мин-энерго России в рамках сотрудничества с Efficiency Valuation Organization (EVO) в настоящее время готовит русскоязычную версию международного протокола мониторинга и верификации экономии энергетических ресурсов IPMVP, который должен заложить фундамент для формирования соответствующего методического обеспечения.

Российская специфика

Возможно, для России более эффективной может оказаться схема заключения энергосервисного контракта, представляющая собой синтез договора поставки и договора оказания услуг. Подобные схемы используются в некоторых государствах Восточной Европы.

Например, в договоре фиксируется достигаемая экономия ресурсов. ЭСКО проводит необходимые работы. Фиксирует ресурсопотребление. При достижении заданной величины получает часть оплаты контракта (70–80 %). Через год снова проводятся измерения. Если заявленная экономия подтверждается, ЭСКО выплачивается остальная сумма. Данная схема может быть хороша тем, что величина платежей по энергосервисному контракту заранее фиксируется. Эту цифру легко заложить в бюджет, а чиновнику – получить основание для расходования бюджетных средств.

В данный момент мы разрабатываем проект такого контракта. Понятно, что его апробация – процесс не быстрый. Это, впрочем, не страшно, поскольку рынок энергосервиса – это рынок длинных денег. И складываться он по этой причине будет очень медленно. В развитых странах, где уже все технологии отлажены, процесс подготовки одного энергосервисного контракта занимает 1,5–2 года.

Практика реализации энергосервисных контрактов в России пока соответствует опыту зарубежных государств, где развитие рынка энергосервиса на первоначальных этапах, как правило, было связано с якобы непреодолимыми барьерами бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках и прочими сдерживающими факторами. Однако со временем эти барьеры так или иначе устраняются, что приводит к формированию полноценного, устойчивого рынка энергосервисных услуг.

Источник: http://www.abok.ru